Hurry home! (back to home page)

News
History
Band
Solo

Articles
Books
Mania

Albums
Find mp3
Find CDs

On Tour

Wallpapers

Fanclubs
Handmade
Photos

Forums

Links
Guestbook

Contacts




everything by avv




Yandex

Rambler's Top100

In Association with Amazon.com

 

Интервью Мортена Харкета норвежской газете "Dagbladet".

Понедельник, 22 Апреля, 2002
Dina Katsnelson / Joan Joergensen / Dagbladet

: обсудить статью в форуме :

Интервью Мортена Харкета, напечатанное 16 апреля 2002 год в норвежской газете Dagbladet. Интервью брал Хедге Даккерт.

Перевод с норвежского на английский: Джоан Йоргенсен
Перевод с английского на русский: Дина Кацнельсон
Фотографии: Агнета Брюн, Том Мартинсен

42-летний Мортен Харкет, бывало, сбегал в Coralocean (норвежский вариант океанариума), когда напряжение становилось невыносимым. Больше ему это не требуется.

М.Х.: Подойди. Подойди-же ближе. Посмотри на него! Он такой симпатяга. С характером, между прочим. Когда он счастлив, хвост – оранжевый. И он пролезает в любые щелочки, которые находит.

Х: Да ну?

М.Х.: А ты посмотри на панцирь омара! Он только что сбросил его и знает, что есть животные, которые съели бы его сейчас, будь у них такая возможность. Вон тот рак-отшельник съел улитку и завладел ее домиком.

Х: Это как "живи сам, и дай умереть другому"?

М.Х.: А разве не так же происходит в жизни? Я многое почерпнул о человеческой природе из всего этого.

Х: От рыб, ты хочешь сказать?

М.Х.: А как же? Зависть, травля, болезнь, вопрос территории. Все это - здесь. Кто-то внезапно умирает, потому что сдается. Я никак не могу свыкнуться с этим: ведь еды у тебя достаточно, с тобой все в порядке, подружка - тут же, неподалеку. Так в чем твоя беда? А все равно ты умираешь. Этот умиротворенный с виду аквариум – иллюстрация баланса сил в природе.

Х: Ты смотрел фильм "Рыбка по имени Ванда"?

"Да – отвечает Мортен Харкет, – Это фильм ужасов для рыбок!"

В гостиной Мортена стоит гул как в задних рядах салона самолета. Возможно, он и не слышит его после 15 лет, прожитых в громкой музыке. Шум исходит от охлаждающего устройства, встроенного в три больших аквариума с морской водой, в которых Мортен выращивает свои собственные коралы и держит животных, которых обычно встретишь в тех местах лишь поданными на блюде: омаров, крабов, улиток и рыб всех цветов радуги.

М.Х.: Это большая ответственность. Многие в обществе скептично относятся к отлову диких животных и помещению их в стеклянную клетку в гостиной. И их можно понять.

Х: Но ведь это же просто… рыбки?

М.Х.: Это самые замечательные рыбки, потому что они здоровы, потому что я очень о них забочусь. А снаружи – смертоносное пространство между океаном и этой гостиной. Еще недавно 95% из них погибало при транспортировке. Важнейший аргумент в пользу аквариумов с морской водой – то, что, возможно, в них мы сумеем сохранять и выращивать живые коралы. Это ноухау может быть когда-нибудь использовано для создания заповедников и парков дикой природы. Хотя сегодня человек, кажется, больше озабочен животными, чем своими собратьями. Словно спасти людей мы уже отчаялись. Но животные невинны, а человеческая жизнь невольно соприкасается с грязью.

Мортен охотно фотографируется на фоне аквариума, обсуждает с фотографом Агнет его освещение и преломление световых эффектов. Снимает очки. Но несмотря на то, что, казалось бы, никто не умеет позировать лучше Мортена, он не слишком беспокоится о том, как выглядит.

М.Х.: Это перестало волновать меня, кажется, тысячу снимков тому назад.

А вот волнует его, чтобы обитатели его аквариума вышли на снимке наилучшим образом. Он кормит их, чтобы те не ленились и пришли в движение, и все передвигает предметы внутри аквариума, чтобы улучшить видимость на фотографии. У него такое хобби – необычное ВСЁ. Оно началось с тропических растений, когда ему было 11, а дальше были орхидеи – в 14. На стенах квартиры – чучела птиц и орудия индейцев, сделанные его младшим братом Кьетилем из кожи и орлиных перьев.

Х: Вы с братом близки?

М.Х.: Нас объединяет то, что ни я, ни он не имеем того, что называется гарантированным доходом. У нас было безопасное обеспеченное детство, и мы могли бы вырасти беспомощными, но воспитали в себе веру в собственные возможности.

Х: Ты по-настоящему нуждался в этом?

М.Х.: да, я знавал травлю, когда был моложе. Очень долгий неприятный период в школьные годы. И потом - осознание, что, несмотря на это, я еще и сам себя извожу - оно было сродни холодному душу. Казалось бы, у меня был богатый опыт душевной боли, и тем не менее, я упорно не видел, что делаю.

Х: Кажется, сейчас в твоей жизни больше гармонии, чем раньше?

М.Х.: Да, я стал проще относиться к противоречиям и дрязгам. Научился задавать нужные вопросы и, кажется, лучше понимаю, что нужно мне самому. Возможно, я лишь более открыт, чем другие.

Ему снова нужно возвращаться к жизни поп-звезды. Как раз на днях a-ha представят еще один новый альбом, и скоро состоится большой концерт на стадионе Ulleval. Немногие норвежцы познали более сладкий успех с острым послевкусием горечи, чем a-ha, которые больше 15-ти лет были поп-иконами - практически против своей воли.

М.Х.: Мы дебютировали с таким грохотом, понимаешь, были так молоды… и так велик был соблазн раскручивать нас как бой-бенд. Мы прошли путь от необычайного накала энтузиазма до ощущения цирка. В какой-то момент все стало крутиться вокруг моей внешности. Мы были такими наивными. Посмотрите на U2: вот кому всегда удавалось правильно расставить акценты в вопросе "кто мы есть такие, откуда происходим". Людям казалось, что U2 пришли прямо с улиц.

Х: Тогда как вы – как будто прямо от стилиста-парикмахера, да?

М.Х.: Да нет, я стригся сам, и по-моему это было видно. Но мы, что называется, вписались в стереотип. А сегодня я понимаю, почему многие артисты возят с собой такое, казалось бы, неразумное количество стилистов и ассистентов. Не то, чтобы это было благоразумно, но, мне кажется, я понимаю. Ведь они лишены всего того, что представляется вам само собой разумеющимся. Чувство своего места, привычные окрестности. Возможность проехать на автобусе без взглядов, сверлящих со всех сторон, и шанс прокатиться в такси без того, чтобы водитель донимал расспросами. И единственное общение, которое может показаться нормальным в такой ситуации – это общение с твоим парикмахером и гримершей. И остатки энергии, что у тебя еще сохранились на то, чтобы остаться собой, ты можешь потратить на это общение. На том рынке ты не человек, а торговая марка - наравне с моющим средством Ajax и автомобилями Volvo.

Х: Тебе 42, а ты все еще рок-звезда. Твоя связь с музыкой - навсегда?

М.Х.: Думаю, да, потому что так было всегда. Но при этом я не то, чтобы много слушаю музыку. Никогда – в машине или дома. Ненавижу т.н. "фоновую" музыку, понимаете, когда музыка – просто способ заполнить воздух. Неужели люди совсем не чувствуют потребности подумать?

Мортен Харкет такую потребность чувствует. Такого думальщика еще поискать! А думает он странные вещи, и говорит вещи еще более странные.

М.Х.:
... Я всегда был очень пытливым человеком, и не стесняюсь задавать вопросы. Лучше запутаться и заблудиться в мысли, чем остановиться на полпути, просто испугавшись возможного ответа. А каждый ответ все равно обнаруживает в себе новые вопросы.
... Иногда мне делается грустно. Грустно оттого, сколько приходится посвящать времени и сил, чтобы оставаться в форме и обязательно здоровым. Вот Магне может сломать руку, и мы все равно отыграем концерт. Но стоит заболеть моему горлу – и его уже придется отменить.

Х: Ты много репетируешь?

М.Х.: Да нет, практически совсем не репетирую. Мое тело дает быструю реакцию. Если что-то не так, вы это увидите. Я думаю, кого-то это может раздражать. Но мне, который в этом теле "живет", важнее всего чувствовать себя внутренне в отличной форме.

Харкет следует диете, определяемой группой крови, которая, как он уверяет, положительно действует на его энергию. Мы выходим перекусить, и он заказывает мясо - "побольше мяса" - и овощи. "А вот картошки и хлеба не надо, спасибо!"

Х: А рыбки не хочешь?

"Нет, спасибо!", - говорит Мортен очень ласково и пинает меня под столом.

Заполнит ли a-ha стадион Ulleval? Наберется ли достаточное количество людей, пожелавших провести этот июньский день на траве, захватив с собой обед, покрывало и темные очки?

М.Х.: это будет явно не вредно музыкальной общественности и музыкальной индустрии Норвегии, если нам удастся заполнить Ulleval. Когда нас пригласили, мы сначала отказались, потому что нам показалось, что там плохая система безопасности. В ответ они отладили ее до очень высокого уровня. Понимаешь, у людей определенные ожидания от концерта a-ha, и мы не должны их подвести.

Х: В прошлом году в Vallhall все прошло очень хорошо, не так ли?

М.Х.: Да, то как нас встретили – и публика, и пресса – было превыше всяких ожиданий. Я долго сидел и дожидался, что что-нибудь пойдет не так, потом ожидал критики – но пока этого не случилось.

Х: a-ha когда-нибудь уже давала концерты на стадионах?

М.Х.: Да. Самый большой был на футбольном стадионе Маракана в Рио, где мы играли для 194 тысяч человек. Когда понимаешь, сколько там людей, и сколько часов они простояли, тебя начинают одолевать мысли о статистике: кто-то умирает, кто-то рождается…

Х: Кто-то умирает?

М.Х.: Ну на нашем концерте – нет, а вот с Guns & Roses, которые играли там прямо перед нами – было дело.

Х: А как выглядит такое количество людей со сцены? До тех, кто в задних рядах, наверно, далековато?

М.Х.: Я бы сказал, далековато даже до тех, кто с тобой на одной сцене. Когда дует легкий ветер, ты их уже не слышишь.

Х: И что вы делаете в таких ситуациях?

М.Х.: А что остается? Продолжаешь играть - в "глухую".

М.Х.: Музыкальная группа – это как отношения между мужчиной и женщиной. Надо делать все, чтобы "партнер" был счастлив. Тогда и отдача от партнера наибольшая, и у тебя есть стимул. Этому я научился из 18 последних лет с a-ha. Мы-то как раз этим пренебрегали.

Х: Что для тебя сейчас самое важное?

М.Х.: Дети. Им сейчас 8, 10, 12 и еще немножко.

Х: И еще немножко? Как это?

М.Х.: Ну да, это как бы не совсем точно. Младшей почти 9, а среднему только что исполнилось 11.

Х: Ты ведь разведен. Ты много видишься с детьми?

М.Х.: Бывают разные периоды. Это как постоянная битва: между работой и семьей, и обе стороны требуют больше времени, чем ты можешь дать. Отношения и разрыв отношений с женой – с такими вещами надо еще совладать, они требуют сил. Но ответственности родителя это с тебя не снимает. Может быть, разрыв отношений – не совсем то определение.

Х: Не совсем то?

М.Х.: Вы продолжаете жить вместе, когда у вас дети, даже если физически вы живете в разных домах и даже городах. Вы все равно продолжаете присутствовать в жизни друг-друга.

Х: Продолжи: "мне бы хотелось больше…" чего?

М.Х.: Выходных. С детьми. Но чего я не хочу – так это заранее планировать, сколько детей у меня будет. Пусть будет так, как будет.

В последние годы Мортен Харкет "создавал" газетные заголовки, заруливая прямиком в кювет. Он парень с большой буквы "П". Быстр на поворотах.

М.Х.: я получил водительское удостоверение, когда с a-ha наступили тяжелые времена для меня. Потому что я чувствовал острейшую потребность сбежать, укрыться от глаз. И как раз перед тем, как я получил удостоверение, в Германии кто-то раздобыл нам с Магне мотоцикл. Я хотел лишь чуть-чуть покрутиться на нем по парковке перед отелем. Подумал, что если на мне будет шлем, меня никто не узнает. Но почему-то меня очень быстро и безошибочно "узнала" небольшая толпа фанатов, и я поддался панике. Нажал на газ и помчался по кварталу на утек. Потом я оказался на улице с односторонним движением. И в результате понял, что я - неизвестно где посреди Берлина; и не знаю, ко всему, ни дорожных правил, ни как водить мотоцикл. У меня не было с собой ни денег, ни паспорта. А название отеля я забыл. Наступил, так сказать, кризисный момент. Спасение пришло в лице человека в Порше, ехавшего позади меня и догадавшегося, что у меня что-то не так. Он помог мне "вырулить".

Х: И чему же ты научился во всей этой истории?

М.Х.: Я научился водить мотоцикл. После этого эпизода я стал мужчиной.

: обсудить статью в форуме :

 
 
 

Новости | История | Участники | Сольная карьера | Статьи | Книги | Мания | Альбомы | Турне
Фэн-клубы | Рукоделие | Фотографии | Форумы | Ссылки | Гостевая книга | Об авторе | Контакты

Copyright © 1997-2015. Алексей Варламов. a-ha.ru. Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно лишь при указании источника.