Hurry home! (back to home page)

News
History
Band
Solo

Articles
Books
Mania

Albums
Find mp3
Find CDs

On Tour

Wallpapers

Fanclubs
Handmade
Photos

Forums

Links
Guestbook

Contacts




everything by avv




Yandex

Rambler's Top100

In Association with Amazon.com

 

The Way We Talk

Понедельник, 14 Мая, 2001
Svetlana Funtusova

: обсудить статью в форуме :

Pix ... Земля крайностей и контрастов... Зимние штормы обрушиваются на море и берег, стирая грань между ними. И даже летом вдоль берегов проносятся ураганы, норовя сдуть с них все живое… Норвегия – край великих страстей. И в то же время – край изнурительного труда и нечеловеческих усилий. В вековой борьбе за кусок хлеба насущного норвежские рыбаки закаливали и тело, и душу… Но раз за разом рука на белом листе бумаги выводит, что норвежцы – самая романтичная нация в мире. За внешней холодностью ледяных стен скрываются обжигающие обостренные чувства. Достойным примером можно назвать группу A-HA. На сегодня это первая и единственная норвежская группа, добившаяся международного успеха и признания. Музыканты – Мортен Харкет (14.09.1959), Пол Воктор (06.09.1961) и Магне Фурухолмен (01.11.1962) – по праву считаются «живыми классиками» мелодичного поп-рока, а их композиции звучат во всём мире. География этих стран вызывает то удивление, то уважение: кроме европейских стран, это – Австралия, Япония, Южная Америка, Южная Африка и даже Индия и Мьянма (быв. Бирма)! Именно эти норвежцы некогда поставили своеобразный мировой рекорд в 1991 году на фестивале в Рио-де-Жанейро, когда собрали рекордное число зрителей для подобного рода мероприятий – 195 000 человек… А на последней церемонии вручения Music Awards 2000 в Стокгольме Боно из U2 признался, что новый альбом его группы сделал под впечатлением песен A-ha, в частности – “The sun always shines on TV”. Нет нужды рассказывать в миллионный раз о том, что всем известно. Были Hunting High and Low (1985), Scoundrel Days (1986), Stay on these Roads (1988), East of the Sun, West of the Moon… (1990), Headlines and Deadlines (1991), Memorial Beach (1993) и теперь еще Minor Earth/Major Sky (2000). Ну, что ж, A-ha вновь зовут с тонущей земли в счастливые небеса, но российским фанатам как обычно придется опять лишь помахать им вслед, упуская шикарную возможность встречи и нормального общения… И дело даже уже не в прошедших концертах в Москве и Санкт-Петербурге, а в общей атмосфере того, что можно наблюдать.

Вот здесь и хотелось бы остановиться. A-HA и Россия.

В России всегда было множество фанатов этой группы, но они были незаметны – грустны, интеллигентны и мечтательны. Может быть, потому их судьба так печальна? Их первое «поколение» выросло, получило профессии журналистов, переводчиков, врачей, художников и т.п., обзавелись семьями и в 7 случаях из 10 уехали жить в другие страны как Старого, так и Нового Света. Второе «поколение» оказалось более прозаичным и переметнулось к иным – более модным – идеалам. Общая черта у всех русских фанатов – неизбалованность в отношении своих кумиров. Поскольку эту норвежскую группу в СССР всегда любили на расстоянии, и лишь единицам удавалось вырваться и попасть на концерт A-HA. Это считалось высшим пилотажем. Политика в отношении A-HA была таковой – никаких концертов, телеинтервью, материалов в печати. Только набор стандартных альбомов для прослушивания и, за редким исключением, одна видеокассета – сборник видеоклипов, выпущенная в 1991 году. Как альтернатива – упоминание о группе в интервью других исполнителей и зачастую с отрицательной интенцией. Как пример, в 1986 год Depeche Mode: «Вся проблема в том, что они смешно говорят по-английски». Но земля полнилась слухами и фанаты существовали даже на тех крохах информации, на тех отголосках шумного успеха, который гремел во всем мире, когда A-HA были на вершине своей карьеры. И достаточно было всего одного аккорда Hunting High and Low или This alone is love, чтобы унестись в заоблачные дали синего неба… Что и говорить, в A-ha всегда видели романтичных, вежливых и честных парней. За почти 15 лет моего интереса к ним я не встретила ни одного человека относящегося к ним резко отрицательно! Скорее наоборот – к ним всегда относились с симпатией, с какой-то затаенной грустью, и независимо от возраста и музыкальных пристрастий практически каждый мог сразу же назвать две-три песни этой группы. Последние романтики ушедшего XX века. Откуда же взялись причины игнорирования норвежцев, которые попали в тот же запрещённый список в одной компании с KISS, AC/DC, Blondie & Debora Harry, Judas Priest &C? Чем же «запятнали» себя A-HA? И это должна быть действительно серьёзная причина, если из-за неё отлучили всех русских фанатов от группы! И скорее всего, это не коммерческие причины, поскольку A-ha всегда легко собрали бы в России концертный зал.

Итак, роковой 1987 год. Между двумя своими мировыми турне A-HA записывают заглавную песню для очередного фильма из серии о Джеймсе Бонде – агенте 007. Работа с Джоном Бэрри (John Barry) привела к результату, озаглавленному “The living daylights”. Скорее всего это и стало отправной точкой. Действие фильма происходит в Афганистане, где в то время были дислоцированы дивизии русской армии. Политика, политика, политика… И уже спустя полгода – в 1988 году – во время второго мирового турне Мортен Харкет в интервью немецкому журналу “Bravo” говорит: «Мы намеревались начать это турне в Москве, в России. Но не встретили ни одного встречного положительного решения на наши предложения»…. Однако, сие творение оказалось не так уж плохо. Спустя 11 лет – в 1998 году – фильм “The living daylights” с одноименной песней был назван в списке десяти лучших фильмов, с точки зрения американского киносправочника Virgin Film Guide.

Время шло. Фанаты нетерпеливо ждали и верили в лучшее. 1992 год. В Москве на Васильевском спуске Кремля проводится большой концерт в рамках акции «Дети Чернобыля – наши дети». Газеты были полны жизнерадостности: « …Так что к гуманитарной продовольственной помощи в виде куриных ножек, муки и сосисок, возможно, добавится и гуманитарная рок-поддержка от A-ha, Europe, ELO, David Bowie, Red Hot Chili Peppers и Rolling Stones. Компания пёстрая до такой степени, что трудно вообразить, как всё ЭТО будет дружно уживаться на околокремлевской сцене» («Московская правда», март 1992). И там же – «… ни одна из заявивших о своем участии групп не может похвастать изданными в последнее время успешными альбомами или наличием песен в теперешних хит-парадах. В основном, все они – из разряда ископаемых. Но полезных. И к ним может проявиться неподдельный народный интерес. Например, если A-ha зарядят знаменитую песню о вооруженных силах…». Что это за песня сами A-ha не знали, поскольку в своих текстах не имели ничего подобного. Очевидно, поэтому в том далеком году они так и не попали в июне в Москву. Госконцерт до самого последнего дня не мог точно ответить на вопрос: согласна ли Россия впустить норвежцев? Самый первый номер приложения к «АиФ» – «Я – Молодой» прославился тем, что «перепечатал» интервью с Мортеном из французского журнала Star music и назвал сие – «Немного о грустном. Охи «А-хи». Спустя время тоже издание (№ 23) задалось вопросом «Где они теперь?». Поленившись покопаться даже в Интернете, сами себе ответили «A-ha все там же, где и раньше. В Норвегии.», в то время, когда Харкет находился в мировом турне с соло альбомом Wild Seed, а Пол давал концерты в Нью-Йорке.

Начиная с 1993 года ситуация более или менее расслабилась, поскольку первые фанаты группы выросли и пошли работать в различные СМИ. Всеми правдами и неправдами отважные первопроходцы вставляли информацию в различные телесюжеты, газетные статьи и радиопередачи, что иногда даже доходило до абсурда. Однажды во время недели Швейцарского телевидения в России в рассказе об этой стране в центре Европы был вставлен кусок видеоклипа A-ha “Touchy!”… Но долгожданный час всё-таки пробил – в июне 1994 года на фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга». Газеты растерялись и отозвались двояко: «Из легенд приедут A-ha…» и тут же – «A-ha, конечно, не На-На, но тоже ничего!» («Московский комсомолец»). Фанаты тяжко вздохнули от подобного сравнения и рванули с паломничеством в Питер с единственным шансом. И были вознаграждены с лихвой! A-ha, приехавшие в Россию на один-единственный день, от души показали на что были способны. «В конце третьего дня после всех награждений выступила долгожданная A-ha. Норвежская группа, сумевшая пробиться к вершинам музыкального Олимпа не где-нибудь, а в Лондоне, подтвердила свой высокий профессиональный статус. Их живой концерт был сделан безукоризненно. Ребята показали классную технику и спели практически все свои хиты. Влажность в зале из-за рыданий фанатов достигла точки росы…» («МК»). Но не обошлось без казусов в прежнем духе. На середине концерта на сцену вышел человек, забрал у солиста микрофон и знаками стал показывать, что концерт окончен. Мортен был настолько удивлен, что даже не смог произнести ни слова. Сколько фанаты не буйствовали – A-ha на сцену больше не выпустили. Единственный час счастья за долгие годы был слишком короток. Синяя птица счастья выпорхнула из рук…

Спустя время Мортен Харкет совершил еще одну безумную вылазку в загадочную страну с то и дело меняющимся названием: СССР – СНГ – Россия. 19 мая 1996 года он вновь выступил с парой своих песен перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге… И тут же вернулся в Осло. Однако, это оказалось большим экспромтом: выступление нигде не афишировалось заранее и, к великому сожалению, мало кто знал об этом концерте. Харкета видели в Питере лишь случайно забредшие прохожие.

Pix Год 2000. Российские СМИ в очередной раз растеряны и выглядят маленьким котёнком на перепутье, не зная как вести себя по отношению к этим скандинавским «динозаврам». Практически никто не верил в их возвращение. И тем более в такое действительно удачное возвращение. Они заняли первые места в хит-парадах многих стран. Теперь же сработал, так называемый, «условный рефлекс» – после некоторого шока все поголовно стали печатать хвалебные материалы о группе, подкреплять интервью старыми фотографиями и вспоминать, как они «любили и ждали» альбом Minor Earth/Major Sky! Как обычно, многие журналисты сразу стали «старыми друзьями» Мортена, Магне и Пола и радостно возвестили о совместном распитии пива в теперь уже не столь отдаленном буржуинстве, чем заставили сомневаться многих фэнов, знающих привычки A-ha не понаслышке. Поклонники, верно ждавшие все эти годы в очередной раз тяжко вздохнули, от количества информационных ошибок в этих материалах, статьях и… переводах! Один известный журнал в Москве («7 дней») удосужился опубликовать листок блокнота с пожеланием, написанным рукой Магне по-английски, и тут же свой перевод этих строк. Фраза была не до конца написана в русском варианте, отчего потерялся её смысл, именно то, что хотел сказать Магне.

Но в тоже время нашлись и оригиналы, которые решили поругать A-ha «на всякий случай» заранее. Как бы чего не вышло! Однако критике подверглись довольно странные моменты, в которых ранее не сомневался ни один человек в мире, – «…Никто уже не вспоминает ужасающую тягомотину Crying In The Rain, которой наше небогатое тогда телевидение пичкало нас два года» («МК-бульвар» № 20(155). Казалось, что уж в этом действительно шедевре изъянов нет, но нет! – и на солнце бывают пятна, с точки зрения российских “супер” критиков. И там же в заключение ещё один «перл» журналистского творчества, просто апофеоз – «…Совершенно очевидно, что перед нами продукция “третьих музыкальных стран”…». Опс! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (Интересно, а к каким музыкальным странам относится Россия? Хехе….)

Для тех, кого я еще не совсем убедила настоятельно рекомендую для прочтения номер журнала «Бумеранг» (04/2000) со статьей «АГА! A-HA! (тридцать фактов о группе A-HA, скромниках и умницах, художниках и поэтах)». Это просто феноменальный материал, читая который в этих самых 30 (!!!) фактах я насчитала 29 (!!!) ошибок, не вглядываясь и не учитывая «стиля» автора. Жаль, что он не в полном объеме постарался использовать русский язык в этой статье: «Ну что, ребята, - говорит (Пол Маккартни), - парочку хитов забацаем?», «Но даже не особо стараясь, ребята хорошо зашибали бабки.», «(о Crying In The Rain) … а сколько народу она уже задолбала!». Автор, вероятно, забыл народную мудрость: «Не хочешь – не слушай!»

Итак, закончился следующий этап отношений A-ha и России. Третье мировое турне группы. С какими последствиями пронесся мимо Москвы свежий норвежский ветер? Почитаем различные издания, и вы с грустью поймете, что абсолютно ничего НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ!!!! Еженедельник «7 дней» (№14): «Впервые за 18-летнюю историю группы A-HA музыканты попали в Россию…» Извини, а как же фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга» в 1994 году? Верно, это были там не Мортен, Пол и Магне, а тени отца Гамлета!

В интервью для «МК-бульвару» (№14 – 201) Дима Маликов сказал: «…Единственный, пожалуй, минус их концерта – у них совсем не было шоу, а хотелось бы какого-то действия…» Хммм… Да, действительно, жаль, что Мортен не сплясал гопака под Angel’а или Summer Moved On! Очень хочется в очередной раз подчеркнуть, что A-ha никогда не стремились делать какие-нибудь шоу в духе Мэрилина Мэнсона или Ж.-М.Жарра. И никогда не прыгали аки Backstreet boys…

Тот же «МК-бульвар» (№13 – 200) заготовил еще одно «вёдрышко грязи»: «… В итоге музыканты так промерзли, что пришлось спасать их истинно народными средствами. Какими – сами понимаете. После лечения парней потянуло на приключения…» Напрашивается риторический вопрос: почему отечественным журналистам так важно выделить момент общения иностранных гостей со спиртными напитками? Кстати, это касается не только A-ha.

17 марта 2001 года я присутствовала на пресс-конференции A-ha в Москве. Мой диктофон славно поработал, записав 45-тиминутное безобразие, в течение которого было задано всего три-четыре приличных вопроса. Все остальные «перлы» рекомендуются для прослушивания как последующие серии фильма «Байки из склепа». Как пример, «Под какую музыку вы хотели, чтобы похоронили вас?» По-моему, вопрос более, чем некорректен.

Чтобы разрядить мрачную обстановку, остановимся на статье «A-HA: новые старые романтики.» («Ваш досуг» №9 – 202). Здесь вновь много забавных фактов типа: «…Пал Ваактар и Магне Фурухольмен переходили из группы в группу, пока не оказались в составе Bridges, где познакомились с певцом Мортеном Харкетом…» Надо отдать должное, что эта статья написана с симпатией и добротой к A-ha, но количество ошибок опять-таки зашкаливает.

И об обзоре концерта в прессе. Естественно, в руках – «МК» (№ 63 от 23/03/2001). Как всегда не без ехидцы написано, что «они, конечно, не U-2, не Depeche Mode и не Duran Duran…» Однако, отчего-то никто не отметил, что A-ha собрали гораздо больше публики, чем Duran Duran, выступавшие в том же самом «Олимпийском» полтора месяца раньше. Вновь отмечено, что «никто не танцует». Люди! Бог с вами! Когда же A-ha танцевали-то??? Я за все 15 лет, что следую за A-ha по дорожкам их песен, концертов, интервью и различным городам, не видела подобного ни разу! Но оказалось, что это был только «разогрев пера»! Дальше можно прочитать о норвежцах: «Каким-то образом в «Олимпийском» поселилась жирная, умиротворенная атмосфера Кремля. Поначалу казалось, что всему виной стульчики в партере, но потом выяснилось, что основная проблема – все-таки в артистах. Они совершенно незажигательные типы и почти час играли, что называется, не вынимая жвачки изо рта. Уж лучше слышать свист монитором, чем постоянно бороться с желанием зевнуть. Кстати, сами гастролеры зевать перестали только на втором часу действа – наверное, их разбудила наша чрезмерно активная публика». …Вот так! A-ha вновь получили по полной программе, а мы – россияне – нашли «стрелочника» в провале концерта в Москве! Ах, как славно все сошлось и получилось! Ох, как напрасно, что Мортен Харкет не взял уроков у Рикки Мартина перед поездкой в Россию!

В заключение, продравшись сквозь бездарные дебри статей некомпетентных журналистов и иже с ними, которые считают своим долгом написать какую-нибудь гадость про A-ha, я хочу обратить внимание на «луч света в темном царстве» – «Санкт-Петербургские ведомости» (от 22/03/2001). Статья здесь написана на удивление корректно, грамотно и точно. Малоизвестные широкому кругу людей факты описаны правильно до мелочей. Даже душа фэна успокоится, не найдя грубых изъянов. Практически единственный пример того, что перед написанием статьи журналист серьезно подготовился. Поэтому искреннее спасибо Сергею Коротееву из «Санкт-Петербургских ведомостей»!..

Итак, война продолжается? Только это какая-то односторонняя война, поскольку миролюбивые норвежцы никогда в жизни не отвечали на подобные высказывания в СМИ и даже не обижались, смеясь в свою очередь над журналистскими выпадами и ляпсусами. Все-таки нет ответа на риторический вопрос: почему российские СМИ не любят A-ha? И даже если пишут нечто положительное, то всегда с фигой в кармане… …Один весьма небезызвестный человек как-то сказал мне много лет назад: «Если ты такая умная, то пиши сама об этом!» Это был действительно хороший совет. Я стала журналисткой, чтобы хоть иногда на страницах русскоязычной прессы проскакивали мои статьи об A-ha с положительной интенцией и правильной информацией. Так за что же их не любят? Или любят? …… It’s a Minor Earth Major Sky…. Вот, единственный ответ на все вопросы. Последние романтики ушедшего тысячелетия. Они дают крылья и дарят небеса тем, кто их действительно понимает.

: обсудить статью в форуме :

 
 
 

Новости | История | Участники | Сольная карьера | Статьи | Книги | Мания | Альбомы | Турне
Фэн-клубы | Рукоделие | Фотографии | Форумы | Ссылки | Гостевая книга | Об авторе | Контакты

Copyright © 1997-2015. Алексей Варламов. a-ha.ru. Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно лишь при указании источника.